Дата публикации: 15.04.2024
Время на прочтение:
В целях соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизни, а также прав правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, Градостроительный кодекс РФ (статья 5.1) предусматривает проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по следующим проектам:
- проекты генеральных планов;
- проекты правил землепользования и застройки;
- проекты планировки территории;
- проекты межевания территории;
- проекты правил благоустройства территорий;
- проекты решений о предоставлении разрешений на условно разрешённый вид использования земельного участка или ОКС;
- проекты решений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Зачем участвовать в слушаниях и обсуждениях
Участие в слушаниях и обсуждениях для правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства имеет ряд важных причин:
- Защита своих прав и интересов. Слушания и обсуждения дают возможность узнать о проектах, которые могут затронуть ваши права и интересы, например, о планах строительства нового объекта рядом с вашим участком. Вы можете высказать своё мнение о проекте, представить свои предложения и замечания, тем самым повлияв на ход его реализации. Участие в обсуждении может помочь вам защитить свои права и интересы, предотвратить возможные негативные последствия реализации проекта.
- Получение информации. На слушаниях и обсуждениях вы можете получить подробную информацию о проекте, его целях, задачах, возможных последствиях. Вы можете задать вопросы разработчикам проекта, представителям власти и другим участникам, получить компетентные ответы и разъяснения. Ваше мнение, предложения и замечания будут учтены при доработке проекта.
- Возможность влияния. Вы можете открыто выразить свою позицию по проекту, поддержать его или высказать свои возражения. Вы можете предложить изменения в проект, которые, по вашему мнению, улучшат его или учтут ваши интересы. Ваше участие может стать решающим фактором при принятии решения о реализации проекта.
- Контроль за деятельностью власти. Слушания и обсуждения обеспечивают прозрачность процесса принятия решений. Вы можете напрямую обратиться к представителям власти, задать вопросы, потребовать от них объяснений и отчётности. Участие в обсуждении позволяет осуществлять гражданский контроль за деятельностью власти.
- Общение и сотрудничество. Вы можете обменяться мнениями с другими участниками обсуждения, узнать их точку зрения, найти единомышленников. При наличии общих интересов вы можете объединиться с другими правообладателями для защиты своих прав. Совместными усилиями можно найти решения, которые будут учитывать интересы всех заинтересованных сторон.
- Контроль за конкурентами. На слушаниях можно узнать о планах конкурентов по новым проектам строительства и подготовиться соответствующим образом.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утверждённых документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 39 ГрК РФ, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Процедура проведения общественных обсуждений или публичных слушаний
Порядок организации и сроки проведения общественных обсуждений/публичных слушаний определяются уставом муниципалитета и муниципальными нормативными актами на основе Градостроительного кодекса РФ.
Процедура проведения общественных обсуждений состоит из следующих этапов:
- оповещение о начале общественных обсуждений;
- размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений, либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
- проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях;
- подготовка и оформление протокола общественных обсуждений;
- подготовка и опубликование заключения о результатах общественных обсуждений.
Процесс проведения публичных слушаний аналогичен, но также включает проведение собрания участников.
Оповещение должно быть опубликовано в СМИ и на инфостендах не позднее чем за 7 дней до размещения проекта на сайте. Также должно быть распространено в местах массового скопления людей на территории, где проводятся обсуждения/слушания.
На протяжении всего периода размещения проекта проводится его экспозиция. На экспозиции организовано консультирование посетителей и распространение информационных материалов о проекте. Консультирование ведут представители органа, проводящего обсуждения/слушания, и/или разработчики проекта.
В течение размещения проекта и проведения его экспозиции участники после идентификации могут:
- При общественных обсуждениях — вносить предложения через официальный сайт/информационные системы.
- При публичных слушаниях — вносить предложения в устной/письменной форме на собраниях участников.
- Направлять предложения в письменном виде или электронным документом организатору.
- Записывать предложения в книге учёта посетителей экспозиции проекта.
Для идентификации участники общественных обсуждений/слушаний должны представить о себе: Ф. И. О., дату рождения, адрес (для физлиц), наименование, ОГРН, адрес (для юрлиц). Правообладатели земельных участков/объектов также представляют выписку из ЕГРН. Эти данные не требуются, если участники вносят предложения через официальный сайт/информационные системы, где уже есть такие сведения. Предложения не рассматриваются, если участник предоставил недостоверные сведения о себе.
Организатор обеспечивает равный доступ всех участников к рассматриваемому проекту, в том числе предоставляя доступ к официальному сайту и информационным системам в МФЦ и помещениях органов власти.
Организатор оформляет протокол, в котором указываются:
- Дата протокола.
- Информация об организаторе.
- Информация из оповещения о начале процедуры.
- Срок и территория приёма предложений.
- Все предложения и замечания участников с разделением на местных жителей и иных лиц.
К протоколу прилагается перечень участников с их персональными данными. На основе протокола организатор готовит заключение о результатах обсуждения/слушания.
Заключение публикуется официально и размещается на сайте/в инфосистемах.
Публичные слушания в Хабаровске
Организатор публичных слушаний — Департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска. Инициатор проведения слушаний — мэр Хабаровска.
Место проведения экспозиции проекта — актовый зал Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска (ул. Дикопольцева, д. 17).
Время посещения экспозиций проекта — в рабочие дни с 09:00 до 18:00 (перерыв с 13:00 до 14:00).
Материалы проектов размещаются на сайте администрации в разделе «Публичные слушания» (https://khv27.ru/for-peoples/publichnye-slushaniya/)
Предложения и замечания по документации принимаются:
- в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний;
- в письменном виде по адресу: г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, д. 17, каб. 319 в рабочие дни с 9:00 до 18:00 (обед с 13:00 до 14:00) или в электронном виде на сайте администрации города Хабаровска;
- посредством записи в книге (журнале) учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях.
Заключения о результатах публичных слушаний публикуются в газете «Хабаровские вести» — https://khab-vesti.ru/vesty_oficialno/