Дата публикации: 05.01.2024
Время на прочтение:
Детский сад, или детский садик, это учреждение для детей дошкольного возраста, где они могут проводить время под присмотром опытных педагогов. В детском саду дети занимаются различными играми и занятиями, развивают свои навыки, учатся социализироваться и получают первые элементарные знания. Детский сад играет важную роль в развитии ребёнка перед поступлением в школу, помогая ему адаптироваться к новой среде и коллективу.
Строительство детского сада в районе играет важную роль в обществе, а грамотное проектирование является ключевым аспектом успешного функционирования дошкольного учреждения.
Регламенты проектирования ДОО
При проектировании дошкольных учреждений необходимо учитывать нормативы, разработанные специально для таких объектов капитального строительства. Соблюдение правил может стать залогом того, что заведения образования будут обеспечивать детям безопасное и комфортное пребывание в течение всего учебного дня.
Проектирование новых и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности регламентируется сводом правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования».
Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенных для временного пребывания детей. Он также распространяется на ДОО, расположенные в городских и сельских поселениях, включая здания, которые пристроены или встроены (частично) к зданиям другого функционального назначения. Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО, а также во временных посёлках и в различных типах зданий и сооружений.
СП 252.1325800.2016 регламентирует:
- Градостроительное размещение участков и зданий ДОО, учитывая инженерную и транспортную инфраструктуру.
- Комплексное благоустройство и озеленение участков.
- Функционально-планировочное зонирование площадок и групп помещений.
- Пожарную безопасность.
- Объёмно-планировочные конструктивные решения зданий.
- Инженерно-техническое оборудование, отделку и микроклимат помещений.
- Энергетическую эффективность и безопасную эксплуатацию.
Конструктивные и объёмно-планировочные решения при проектировании дошкольных образовательных организаций
При проектировании детского сада важно учитывать требования функциональной и экономической целесообразности. Здание должно быть прочным, надёжным и безопасным для детей и сотрудников учреждения, а также иметь привлекательный внешний вид, обустроенную прилегающую территорию с зелёными насаждениями и игровыми площадками для детей.
При проектировании вновь строящихся или реконструируемых зданий и помещений ДОО и ДОО вариативных форм образования следует руководствоваться СП 118.13330, СП 2.4.3648, СанПиН 1.2.3685, а также:
- СП 14.13330 — при размещении зданий и помещений ДОО в сейсмических районах.
- СП 54.13330 — при размещении помещений ДОО в жилых многоквартирных зданиях.
- СП 55.13330 — при размещении помещений ДОО в жилых одноквартирных домах блокированной застройки.
Вместимость дошкольных образовательных организаций (расчётное число воспитанников) определяют заданием на проектирование исходя из организационной структуры ДОО, градостроительных и демографических условий.
Здания дошкольных образовательных организаций могут иметь различную конфигурацию, в том числе: компактную, блочную или павильонную структуру, состоять из нескольких корпусов-павильонов, отдельно стоящих или соединённых между собой отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы и галереи допускаются только в IIIБ климатическом подрайоне строительства (по СП 131.13330) и по требованиям пункта 2.3.1 СП 2.4.3648-20.
Высота основных и дополнительных помещений ДОО от поверхности пола до поверхности потолка должна быть не менее 3,0 м. Высоту основных и дополнительных помещений ДОО, встроенных в этажи других зданий, допускается принимать по высоте этажа здания, куда они встраиваются, но не менее 2,7 м.
Необходимый состав и площади основных и вспомогательных помещений ДОО принимают по заданию на проектирование с учётом СП 2.4.3648, СанПиН 1.2.3685, СанПиН 2.3/2.4.3590.
При проектировании отдельно стоящих и встроенно-пристроенных зданий и помещений ДОО предусматривают следующий набор помещений:
- групповые ячейки (изолированные помещения для каждой детской группы);
- дополнительные помещения для занятий с детьми (музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет логопеда и другие);
- сопутствующие помещения (медицинский блок, пищеблок, постирочная);
- служебно-бытового назначения для персонала.
В состав групповой ячейки ДОО входят: раздевальная (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приёма пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещённая с умывальной).
Основные и дополнительные помещения ДОО должны размещаться только в наземной части здания. Подземные и цокольные этажи зданий допускается применять только для размещения вспомогательных помещений.
Помещения ДОО по этажам допускается размещать с учётом требований СП 118.13330, СП 1.13130, СП 2.13130, СП 4.13130, СП 2.4.3648:
- в подвальном этаже: гардеробы, туалеты для персонала, умывальные и душевые помещения для персонала, помещения для стирки и сушки белья, гладильные, хозяйственные и иные подсобные помещения, технические помещения (кроме электрощитов), иные помещения без доступа детей, разрешённые к размещению в других типах общественных зданий;
- в цокольных этажах: гардеробы, душевые и туалеты для персонала и посетителей, книгохранилища, умывальные, душевые, туалеты, помещения для стирки и сушки белья, гладильные, хозяйственные и иные подсобные помещения, иные помещения без доступа детей, разрешённые к размещению в других типах общественных зданий;
- на первом этаже или в едином блоке (с переходом, лифтом) с первого этажа в подвальные или цокольные этажи, вспомогательные помещения: коммуникационные, технические, подсобные и, при наличии обособленного входа с участка ДОО, загрузочные помещения постирочной и мусорокамеры пищеблока;
- на первом этаже — помещения входных групп (центрального входа и обособленных входов в групповые ячейки), основные помещения групп младенческого и раннего возраста и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения;
- не выше второго этажа — помещения медицинского блока, групповые ячейки для детей с ограниченными возможностями здоровья (для групп ДОО с компенсирующей направленностью образовательных программ);
- не выше третьего этажа: групповые ячейки (на третьем этаже — основные помещения только дошкольных групп старшего дошкольного возраста), учебные помещения для занятий детей, помещения для групп кратковременного пребывания, методические и учебно-кружковые помещения, физкультурные и музыкальные залы;
- выше третьего этажа — помещения: административно-технические, для работы с родителями, для индивидуального приёма специалистами детей и групп детей с родителями, иные помещения для персонала и взрослых посетителей.
Что касается расположения детского сада в городской застройке, то этот момент не менее важен, чем архитектурные особенности здания и его габариты. Здание должно гармонично вписываться в окружающий его ландшафт микрорайона, его следует расположить как можно ближе к озеленённым участкам. Удалённость от крупных магистралей и автотрасс, от парковок, автостоянок, промышленных предприятий и магазинов также способствует обеспечению безопасности.
Особенности проектирования детских садов
Грамотное проектирование здания ДОО должно обеспечивать высокий уровень безопасности для детей: правильное размещение помещений, выбор безопасных материалов, наличие пожарной безопасности и других аспектов, учитывающих потребности и безопасность детей.
Проектная компания должна учитывать функциональные потребности, связанные с организацией учебного процесса, режимом дня, детским питанием и другими необходимыми сегментами ДОО. Эффективное использование пространства поможет обеспечить оптимальные условия для развития детей.
Детский сад должен обладать комфортными условиями, способствующими развитию и обучению детей. Важно учесть правильное освещение, вентиляцию, звукоизоляцию, тепло- и звукоизоляцию, а также обеспечить наличие удобной мебели и игровых зон.
Использование экологически чистых материалов и энергоэффективных систем поможет снизить негативное влияние на окружающую среду и создать здоровую атмосферу для развития детей.
Особо важную роль при проектировании следует отводить влиянию архитектурной среды на формирование личности ребёнка, исключение отрицательных воздействий монотонного однообразия на его психологию. Проекты зданий должны отвечать высоким архитектурно-художественным и эстетическим требованиям.